В международных перевозках вам придется столкнуться с множеством терминов, связанных с перевозкой, документами, таможенной декларацией и так далее. Вы можете быть озадачены этими морскими терминами, состоящими из нескольких английских слов, потому что не знаете, что они означают на самом деле и когда они вам понадобятся. Поэтому здесь представлен список некоторых общих морских терминов, который поможет вам получить больше знаний в области торговли:
- Incoterms (Инкотермс)
- Shipper, Carrier & Consignee (Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель)
- Bill of Lading (Коносамент)
- Certificate of Origin (Сертификат происхождения)
- FCL & LCL
- 4 Types of Weight (4 типа веса)
- D/A & D/P
- Loading Port & Discharge Port (Порт погрузки и порт разгрузки)
- Packing List (Упаковочный лист)
- Shipping Order (Заказ на поставку)
- Arrival Note (Примечание о прибытии)
Инкотермс (Incoterms)
Инкотермс – это наиболее распространенные транспортные термины. Они публикуются Международной торговой палатой (МТП) и также называются торговыми условиями, условиями поставки и ценовыми условиями. Он определяет на международном уровне ответственность, риски и затраты покупателей и продавцов при различных формах торговли, таких как EXW, FOB, CIF, DDP и т.д.
Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель (Shipper, Carrier & Consignee )
Грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель – это люди, которые совершают транзакции. Они являются основой торговли. Но в реальном общении мы обычно не используем эти слова.
На практике грузоотправитель обычно продавец или поставщик, который организует перевозку груза.
Перевозчик относится к транспортным предприятиям, таким как судоходные компании, железнодорожные или автотранспортные компании, авиакомпании и т.д. На практике под ним обычно подразумеваются экспедиторы, которые отвечают за перевозку грузов. Экспедиторы являются агентами этих судоходных компаний.
Если вы, как покупатель, забираете груз самостоятельно, то грузополучателем являетесь вы сами. Если вы поручаете кому-то другому получить груз для вас, например, вашему агенту или местному экспедитору, то грузополучателем является указанное вами лицо.
Коносамент (Bill of Lading)
Коносамент, или B/L или BOL, – это документ в международных морских перевозках. Как правило, он выдается вашим экспедитором вашему поставщику. После того как вы оплатите заказ, ваш поставщик передаст вам коносамент. Лицо, имеющее B/L, получает право собственности на груз. Вы должны взять B/L, чтобы забрать свой груз в пункте назначения.
Сертификат происхождения (Certificate of Origin)
Сертификат происхождения (СО) используется для подтверждения того, что товар изначально произведен страной-экспортером. Это необходимый документ для таможенного оформления импорта.
Существует несколько типов СО. Общий сертификат происхождения может быть использован в большинстве стран. А между некоторыми странами существуют льготные сертификаты происхождения, поскольку между ними заключены торговые соглашения.
Например, при импорте из Китая в страны АСЕАН (Таиланд, Вьетнам и т.д.) существует специальный сертификат происхождения, форма Е. При импорте из Китая в Европу существует форма А, которую могут использовать большинство стран ЕС. А при импорте из Китая в Австралию можно использовать FTA.
Используя эти льготные сертификаты происхождения для таможенного оформления импорта, вы можете платить меньше пошлин и налогов или даже не платить их вовсе. Таким образом, как покупателю, вам лучше знать, какой тип сертификата происхождения вы можете использовать, и спросить об этом у своего поставщика.
FCL & LCL
FCL и LCL связаны с тем, как вы используете контейнер для перевозки груза. FCL (Full Container Load) означает, что ваш груз может заполнить весь контейнер, и вам не нужно делить контейнер с другими. Другими словами, все товары в контейнере принадлежат вам.
LCL (Less than Container Load) означает, что ваш груз не очень большой, и вам просто нужно немного места в контейнере для его загрузки. Поэтому вы можете разделить один контейнер с другими.
Согласно нашему опыту, если объем вашего груза превышает ≥17 куб. м, обычно выгоднее выбирать доставку FCL. FCL взимается за контейнер, например, 1500 долларов США за контейнер 20GP и 1600 долларов США за контейнер 40HQ. Если у вас есть два контейнера 20GP с товарами,
Фрахт = 2 контейнера * 1500 долларов США за контейнер = 3000 долларов США.
Если объем вашего груза составляет от 1 до 13 кубических метров, лучше выбрать LCL. LCL взимается в соответствии с CBM товаров, например, 70 долларов США / CBM. Итак, если ваш груз 3 куб. м.,
Фрахт = 3 куб. м * 70 долл. США / куб. м = 210 долл. США
Но когда ваш груз находится между 13-17CBM, вы можете выбрать FCL или LCL. Тогда вам лучше спросить своего экспедитора и оценить обе цены, потому что LCL не всегда дешевле. Иногда дорогие затраты на сортировку в порту делают цену LCL выше, чем цена FCL.
Вес (4 Types of Weight)
В транзакции, будь то расчет фрахта, декларирование на таможне или подготовка каких-либо транспортных документов, необходимо указывать вес товара. Существует несколько распространенных методов взвешивания:
Вес нетто
Вес нетто означает вес самого продукта, без учета веса упаковки. Например, если вес чашки составляет 0,5 кг, то вес нетто чашки составляет 0,5 кг.
Вес брутто
В отличие от веса нетто, вес брутто – это общий вес продукта плюс упаковка. Например, если чашка весом 0,5 кг помещена в коробку весом 0,2 кг, а для защиты чашки в коробке находится пенопласт весом 0,05 кг, то вес брутто = 0,5 кг + 0,2 кг+0,05 кг = 0,75 кг. Как правило, вес брутто – это фактический вес товара, о котором мы говорим.
И вес нетто, и вес брутто должны быть указаны в декларации и упаковочном листе. Но что вам нужно заполнить, так это общий вес. То есть, если у вас 200 вышеуказанных чашек, то вес нетто вы должны указать 100 кг (0,5 кг200), а вес брутто – 150 кг (0,75 кг200).
Объемный вес
Объемный вес, также называемый габаритным весом. Он рассчитывает вес груза в зависимости от его объема. Формулы расчета немного отличаются в зависимости от различных способов транспортировки.
Например, отправка партии товара по воздуху (фактический вес – 95 кг, объем – 1,2 куб. м)
Объемный вес = Общий объем груза / 6000 = Общий объем груза * 167
т.е. объемный вес = 1,2 * 10⁶см³/6000 = 200 кг
Или, объемный вес = 1,2 куб. м * 167 = 200,4 кг.
Отправка посылки весом 3 кг и размером 30 см40 см40 см экспресс-доставкой,
Объемный вес = Общий объем отправления / 5000 = Общий объем отправления * 200
т.е. объемный вес = 304040/5000 = 9,6 кг.
Или, объемный вес = 0,048 куб. м * 200 = 9,6 кг.
Для морских перевозок, если это FCL, оплата основана на количестве контейнеров, если вес вашего груза находится в пределах максимального диапазона загрузки контейнера. Если это LCL, существуют разные коэффициенты преобразования объема и веса. Лучше спросите об этом своего экспедитора или агента.
Оплачиваемый вес
При перевозке 10 кг книг и 10 кг хлопка, объем хлопка намного больше, чем книг, поэтому стоимость перевозки также выше. Если стоимость перевозки будет такой же, как и 10 кг книг, экспедиторы даже потеряют деньги. Поэтому для расчета фрахта используется оплачиваемый вес. Он сравнивает фактический вес и объемный вес и выбирает больший из них для взимания платы.
В приведенном выше примере фактический вес составляет 95 кг, а объемный вес – 200,4 кг. Плата за перевозку должна рассчитываться исходя из 200,4 кг. Однако минимальная единица измерения составляет 0,5 кг, поэтому окончательный оплачиваемый вес должен быть равен 200,5 кг.
D/A & D/P
D/A (документы против акцепта) и D/P (документы против оплаты) — это два способа оплаты. Но они будут влиять на то, когда вы сможете получить товаросопроводительные документы, чтобы забрать свой груз.
Как при D/A, так и при D/P ваш поставщик отправит B/L с другими необходимыми документами в свой банк. Затем банк поставщика отправляет эти документы в ваш банк. Если вы платите через D/P, ваш банк выдаст вам документы после получения ваших платежей.
Но если вы платите по D/A, вы можете получить отгрузочные документы в своем банке после того, как примете переводной вексель и пообещаете оплатить в будущем, т.е. ваш банк доверяет вашему обещанию и выдает вам отгрузочные документы, а вам просто нужно произвести оплату в оговоренный день.
Порт погрузки и порт разгрузки (Loading Port & Discharge Port)
Порт погрузки (POL) или порт загрузки относится к порту, где ваш груз погружается на судно. Как правило, ваш продавец выбирает ближайший порт в качестве порта погрузки. Например, продавец из Иу отправит груз в порт Нинбо и там погрузит его на судно, а продавец из Дунгуаня выберет порт Шэньчжэнь.
Port of Discharge (POD), или Порт разгрузки, означает порт, где товар окончательно разгружается, т.е. порт назначения, о котором мы обычно говорим. Его также называют портом прибытия (POA). Например, если вы импортируете товар в Нью-Йорк, то порт Нью-Йорка обычно является портом разгрузки.
Вы можете договориться с продавцом о том, чтобы забрать товар в порту разгрузки или указать другие конечные пункты назначения. Предположим, ваш груз разгружается в порту Лос-Анджелеса, а затем отправляется по железной дороге в Денвер, штат Колорадо. Тогда порт разгрузки – порт Лос-Анджелеса, а место доставки – Денвер.
Как правило, продавец подтверждает с вами порт погрузки и порт выгрузки и указывает их в коносаменте.
Упаковочный лист (Packing List )
Упаковочный лист является одним из документов для таможенного оформления. В нем указана подробная информация о товаре и упаковке, включая наименование товара, спецификацию, количество, вес брутто, вес нетто, транспортную марку, тип и количество упаковок (например, товар упакован в картонные коробки, 200 пакетов в коробке, 4 дюжины в пакете) и т.д.
Покупатель должен передать упаковочный лист на таможне для осмотра и проверки груза. При наличии аккредитива, все должно быть в строгом соответствии с аккредитивом.
Заказ на поставку (Shipping Order)
Заказ на поставку, или S/O, выдается судоходными компаниями. Это документ, свидетельствующий о том, что компания может отгрузить данную партию товара.
Продавцу необходимо взять S/O для прохождения экспортной таможенной декларации. После того как таможня проверит товар, она ставит штамп на S/O. Затем ваш груз разрешается погрузить и выпустить.
Примечание о прибытии (Arrival Note )
Уведомление о прибытии (AN) — это уведомление, выдаваемое экспедитором, когда груз должен прибыть в порт назначения. Экспедитор заметит уведомляющую сторону в коносаменте. Обычно это сам покупатель, назначенный экспедитор, агент или брокер. Уведомленное лицо должно заниматься таможенным карантином, импортной таможенной очисткой, процедурами вывоза и т. д.
Существует множество терминов по перевозке грузов, но невозможно включить их все в одну статью. Если у вас возникли вопросы по вышеперечисленным часто используемым терминам или другим, просто оставьте комментарии ниже.
Чтобы узнать условия и получить предложение на инспекцию вашего товара произведенного в Китае, напишите запрос с темой «ИНСПЕКЦИЯ В КИТАЕ» на емейл chinaisopen@gmail.com.
Если вам нужна поддержка и нетворкинг в сообществе импортёров, вступайте в клуб импортёров по ссылке.
Источник информации: https://jingsourcing.com/b-shipping-terms/