3

“Я рекомендую выбирать логистическую компанию по знакомству”: интервью с менеджером компании SBS-Cargo

 

Продолжая серию интервью с перевозчикам грузов из Китая, на вопросы опенчайна о доставке товаров из Китая отвечает менеджер ВЭД логистической компании “SBS-Cargo” Рогоза Юлия.

1) Торговля с Китаем уже стала довольно массовым явлением. При этом часто бизнесмены не уделяют должного внимания правильному оформлению документов. Юлия, расскажите какие документы и в какой последовательности необходимо оформлять при работе с китайским поставщиком?

В работе с поставщиком, и не только китайским в первую очередь важна наглядность: схемы, чертежи, технические паспорта, инструкции пользователя, гос.стандарты, детальные фотографии – живые, а не скачанные с alibaba.com. Чем точнее и детальнее Вы опишите товар, тем выше гарантия, что Вам поставят то, что Вы хотите.
Ну, а потом, когда обе стороны, наконец, договорятся, что же нужно покупателю, можно заключить Договор поставки с обязательным приложением – Спецификацией. В этой последней следует оговорить не только описание товара, но и форму упаковки, условия работы, поставки и оплаты, цены и количества – и вообще все спорные моменты. Конечно, все предусмотреть невозможно, но постараться надо. Это очень облегчит работу.

Когда же товар изготовлен и упакован, качество подтверждено, а контейнер застаффирован, можно подумать об отгрузочных документах. Здесь, кроме Договора со всеми приложениями, Вам потребуется составить, проверить и перевести Коммерческую Накладную (в просторечии Инвойс), Упаковочный Лист, Коносамент (bill of lading или B/L), Сертификат происхождения (можно КНР, а лучше Форма А), Паспорт Качества, Калькуляции.

А вот здесь начинается самое интересное. Если импортер решил растамаживать товар на свою фирму, то за 2 недели до прибытия груза следует проконсультироваться с брокерской фирмой, которая будет осуществлять вам растаможку. Просто задайте брокеру вопрос: какие Вам предоставить документы? Конечно же, сразу же – тут и к доктору не ходи – Вы получите ответ: «Давайте все, что у Вас есть». А потом, в день растаможки, попивая валерьянку и отирая пот со лба, бедолаги менеджеры составляют и набирают документы, которые выдумывают таможенные офицеры.

Поэтому, см.ниже, какие шаги нужно предпринять и какие документы мне приходилось предоставлять в Региональную Таможню:

• Официальный договор ВЭД,
• Перед растаможкой необходимо сделать официальные платежи через банк фирмы (справки, разрешения на работу ВЭД, таможенная карточка, оригиналы и копии (заверенные) договоров и спецификации к ним, покупка валюты),
• Таможенные платежи,
• Оплата фрахта (официальная),
• Договор с брокерской фирмой, как представляющей ваши интересы на Восточной Региональной таможне,
• Договор с экспедитором, как осуществившим перевозку,
• Ваши разрешительные документы (регистрационные карточки и т.д.),
• Потом остается дело за малым: собрать все договоры, квитанции, все сопроводительные документы и переводы к ним для растаможки и передать их брокеру. Он встречает машину на терминале, растамаживает груз, когда вся процедура закончилась, отправляет груз к вашему складу со всеми официальными документами.
• Бухгалтер проводит приход груза по системе со всеми (!) затратами на него.
• Бухгалтер отвозит в банк декларацию МД (заверенную директором копию), чтобы показать, что взамен денег, ушедших из страны, в Украину был импортирован такой-то товар по этой декларации. Это необходимо сделать в течение 90 дней, иначе банк будет начислять пеню.

Ну, и напоследок маленькая хитрость. Таможенные правила меняются каждую неделю. Появляются новые законы, удаляются старые требования. Может, некоторые документы Вам и не понадобятся, а некоторые потребуются «вот прямо сейчас!». Поэтому, попросите Вашего поставщика прислать Вам вместе с пакетом обязательных документов 2-3 десятка чистых листов А4, проштампованных их печатью – на всякий случай. А Вы потом сами составите необходимый в Таможню документ и распечатаете его на проштампованных листах. Поставщик Вам не откажет.

2) Какие на ваш взгляд наиболее частые ошибки при начале бизнеса с Китаем со стороны наших бизнесменов?

Все ошибки бывают из-за недостатка информации или из-за ее искажения. Знаете, у нас есть такое выражение: «Як недочує, так вигадає.» Не стесняйтесь задавать вопросы и отвечать на них. Я педагог по образованию. Нам годами втолковывали «Умный вопрос – половина дела!». Спрашивайте у поставщика еще и еще, уточняйте, оговаривайте, отриньте застенчивость, выясняйте, как устроено, как сделано, из чего, и почему так дешево!
И отвечайте на вопросы Поставщика так, как если бы Вы отвечали ребенку: детально, с толком, с расстановкой. «Разжевывайте и кладите в рот», а потом несколько раз переспросите, правильно ли Вас поняли.

3) Какие на данные момент существуют варианты доставки грузов из Китая в Украину?

Море – достаточно быстро (30-40 дней), недорого, безопасно, привычно. Авиа – очень быстро (5-7 рабочих дней), но довольно дорого. Ж/д – недорого, долго (от двух месяцев), иногда небезопасно (в сохранности прибывают только очень хорошо запакованный груз или небьющиеся товары).
Ну, и еще можно привезти с собой в чемоданах – это вообще дешево и быстро, но таким образом много не увезешь.

4) Какие обязательные статьи расходов (кроме оплаты за товар поставщику) присутствуют при закупке товаров из Китая?

Я уже перечислила их в ответе на первый вопрос. Повторюсь:
• Фрахт и комиссия перевозчику
• Таможенные платежи
• Автодоставка
• А еще может быть:

• Иногда, перед заключением Договора Вам необходимо проверить качество товара. В этом Поставщик просит оплатить отправку образцов качества. А иногда, если сам образец довольно дорогой, то и стоимость самого образца.
• Далее, если ради Вашего заказа фабрике Поставщика придется открыть производство принципиально нового товара или нового типа (размера) уже имеющейся позиции, тогда придется компенсировать стоимость новой матрицы, нового шаблона, новой производственной линии. Обычно, эти затраты возмещаются Поставщиком, когда количества нового товара превышают сотни тысяч штук. Но эти тонкости надо оговаривать дополнительно.
• Если при закупке “Door-to-door” Вы пользуетесь услугами компаний, подобных SBS или Openchina, то лучше пользоваться Квитанцией, как в приложении. Во-первых, все расходы расписаны и видны. А во-вторых, Вашему бухгалтеру будет удобно распределять затраты, отделять облагающиеся налогами, от налого- компенсирующих. .
• И еще в моей практике был случай, когда правительство Китая ввело обязательный налог на экспорт 2,5%. Пришлось этот процент тоже оплатить, хотя товар был уже произведен и находился на стадии упаковки и стаффировки.
• Демередж и портовое хранение, детеншн по стране – эти затраты выставляет судоходная линия и порт за несвоевременный вывоз груза из порта и сверхнормативный простой тары (контейнера).

5) Из-з чего чаще всего случаются задержки грузов из Китая, где самое «узкое» место? (со стороны заказчика, китайцев, перевозчика)

Из обязательных задержек грузов я не могу припомнить ни одного случая. Разве что Китайский Новый Год и День Независимости. Но здесь просто нужно размещать заказы с учетом праздничных дней.
Еще могу перечислить те, с которыми сталкивалась сама. Но они носят скорее форс-мажорный характер, а не закономерный:

• Погрузка на корабль контейнеров была задержана на 2 недели из-за тайфуна и сильной качки на Восточно-Китайском море
• В прошлом году случилось землетрясение на Восточном побережье Китая. Но работу заводов и фабрик восстановили очень быстро. Задержали отправку всего на 4 дня.
• Изготовление товара было задержано на 2,5 месяца, так как на момент производства (это была осень-зима 2010) пришелся авральный рост цен на сырье в Китае. Владельцы предприятий просто остановили работу и «думали думу», как продолжить производство, не неся больших затрат. К Новому Году они, ничего не придумав, направились большой делегацией к правительству и потребовали приструнить поставщиков сырья, чтобы те не взвинчивали цены. И у них все получилось.
• Разгрузку в порту Одесса задержали более чем на 2 недели, потому что замерзло море. Корабли стояли на рейде неделями. Некоторые линии просто дали приказ своим кораблям уходить в ближайший доступный порт (Порт Саид, Констанца, Стамбул) и там разгружаться. А потом контейнера, предназначенные для выгрузки в Одессе, доставлялись в Украину фидерами.
• Известная история. В 2005 году загорелся корабль Norasia Taurus. «Погорелец» был отбуксирован на Кипр, где и разгружен. Грузополучателям не отдавали незастрахованные контейнера, пока не будет выплачена страховая сумма, составившая 8% от суммы товара + суммы фрахта с надбавками.
• Зимой 2010 г. больше 10 дней невозможно было вывезти грузы из портов из-за рейдов ОМОНа. Искали контрабанду.
• Этой зимой невозможно было своевременно вывезти грузы более 2 суток из-за сильных снегопадов в Одессе и Одесской области.]
• А, вот! Был еще случай в 2002 году, когда все сухогрузы задержали перед входом в Босфор на 2 недели. Это было как раз после разрушения «башен-близнецов» (International Trading Centre) в Нью-Йорке и перед военными действиями в Ираке. В Ирак подтягивали военную технику на кораблях, а сухогрузы, торговые и пассажирские суда остановили.

6) Кстати, а как вы считаете, страхование грузов – это обязательная процедура или опция, которой нужно пользоваться лишь в отдельных особо важных случаях?

Желание или не желание страховать зависит от Грузовладельца. Не каждый захочет отдавать пусть небольшую, но все-таки весомую сумму за то, что может и не случиться. Вы можете застраховать любимую тещу на миллион, а она Вас переживет. Такой случай, как Norasia Taurus случился на моей практике – а это больше 10 лет работы – один раз. Конечно я, будь я владелицей, хотела бы заплатить и спать спокойно. Но, вопрос в другом: будут ли у меня свободные суммы, чтобы регулярно выплачивать необходимые взносы? Или мне будет выгоднее эти деньги вложить в тот же морской фрахт?
Ну, в любом случае, в стоимость перевозки входит обязательный «пиратский сбор», который ввели в год, когда появились проблемы с Сомалийскими пиратами. Хотя бы с этой стороны груз застрахован. Каждый Грузовладелец выплачивает $20-40 за контейнер, на собранную сумму нанимают военный лайнер и этот последний сопровождает судно-сухогруз вдоль Африканского побережья до самого Суэцкого канала.

7) Какие есть способы минимизировать транспортные расходы по доставке товаров из Китая?
Не могу ответить навскидку. Все зависит от честного случая закупки, перевозки, доставки. Где сэкономить – нужно смотреть по реальной отгрузке.
Одно могу сказать с уверенностью: мы договоримся. Не было еще такого, чтобы со мной невозможно было договориться.

8) Часто при заказе новинок или сезонных товаров на первом месте стоит скорость доставки. Как можно ускорить доставку груза из Китая?

Привезти самому в чемодане, или авиа доставка. Быстрее – только ракеты «земля-земля». Впрочем, если у Вас есть друзья импортеры, можно подложить сезонный товар к ним в контейнер. Это для того, чтобы не пользоваться консолидированной доставкой LCL, которую я всегда считала невозможно долгой и неоправданно дорогой.

9) На мой взгляд, в грузоперевозках с Китаем заметна тенденция к отправкам товара небольшими партиями и консолидации грузов в одном контейнере. Из вашего опыта, посоветуйте, на что в первую очередь обратить внимание клиенту при консолидации грузов из Китая?

Клиент должен знать главное: LCL (less than container load) – это синоним дорогой и долгой услуги. Я не вожу консолидированные грузы. Я их не люблю и заниматься ими не хочу. Я сама компоную полный контейнер из небольших грузов и доставляю «на получателя». А по прибытии Грузополучатели сами отбирают свой груз. Перепутать ящики или товар невозможно: если что, я прошу поставщиков помечать свои ящики особым образом. В итоге, Грузополучатели отбирают ящики со своим логотипом, или с красными метками, или подписанные особым образом.

10) Какие интересные случаи вам встречались при работе в логистике с Китаем? (необычные товары, особые требования клиентов, ситуации на таможне, в порту, курьезные моменты с китайцами и т.п.)

Моя работа – это далеко не капустник, не раут Камеди-Клуба. Интересный и замечательный случай для меня – это когда процесс заказа/производства/доставки проходит по плану, как задумано и без излишних эксцессов. К сожалению, таких «интересных» случаев за мою практику было два, может три. Все остальные – сплошные курьезы и шапито.

11) Как Вы порекомендуете выбирать логистическую компанию тем, кто только начинает работать с Китаем?

Я рекомендую выбирать логистическую компанию по знакомству. Рекомендую работать с теми, кого посоветуют Ваши друзья, с этой компанией уже неоднократно работавшие. Ибо, как бы хорошо не была поставлена реклама в компании, как бы славно не обхаживали бы Вас менеджеры по продажам, обещая «Все! Все тебе будет, дорогой!», только если Ваш друг Вам скажет, «вот с этими работаю уже давно. Проблемы были, но они меня из этих проблем изящно и недорого извлекали.» – это, по моему мнению, самая лучшая рекомендация. И я горжусь тем, что некоторые из моих Заказчиков иногда (не часто, чтобы не составлять себе конкуренцию) меня вот так рекомендуют.

(c) openchina.com.ua

Ильенко Андрей

3 комментария

  1. Очень интересная статья! Я меперь хорошо информирован я этом плане и могу уже сам выбрать логистическую компанию.

  2. Доставлять грузы из Китая в Россию очень выгодно через Прибалтику. Наша компания, имея офис и скад в Риге, уже 10 лет работает по этому направлению. Обращайтесь, и ваш бизнес скажет вам “спасибо”

  3. Не думал что все так сложно.Только начинаю вникать,а до этого представлял себе покупку как: нашел на алибабе,связался с производителем,оплатил часть,оплатил компании перевозчику,получил и оплатил остачу и за товар)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.