На прошлой неделе я выступил на бизнес-форуме DMDays в Киеве в секции о бизнесе с Китаем. Событие это очень масштабное и значимое для украинского бизнеса. Хотя тематика бизнес-форума касалась в первую очередь e-commerce и дистанционной торговли, обсуждались также многие другие насущные вопросы бизнеса с китайскими поставщиками. За полтора часа отведенного регламента китайской секции планировалось осветить 10 вопросов, по каждому из которых высказались 6 приглашенных экспертов. Это практически нереальная планка по интенсивности и лаконичности экспертных мнений. Естественно, что все вопросы не были освещены. Зато присутствовал элемент дискуссии и интерактивное общение при ответе на вопросы зала, что на мой взгляд намного важнее.
Были затронуты проблемы поиска поставщика, эффективные бизнес-модели продажи китайских товаров, выгодная логистика, перечисление предоплаты поставщикам и контроль качества товаров из Китая. Последняя тема, хотя и не была заявлена в программе DMDays отдельно, вызвала ожесточенную дискуссию. Оказалось, что тема контроля качества китайских товаров достаточно актуальна и многих цепляет за живое. Несмотря на то, что на конференции присутствовали представители крупнейших компаний, было заметно что четкого понимания по этому вопросу нет. Как изначально правильно настроить работу с китайцами, как контролировать качество и избежать брака, как обезопасить свой бизнес и не повязнуть в судебных разбирательствах? На эти вопросы хотят получить ответ очень многие украинские бизнесмены.
Другим животрепещущим и, я бы сказал, чисто украинским вопросом было перечисление предоплаты поставщику. Украинские бизнесмены в идеале хотят работать без предоплаты или даже несколько раз прокручивать товар за счет средств поставщика. Хотя такие способы сотрудничества с китайцами при определенных объемах вполне возможны, отсутствует представление о том, какого уменьшения предоплаты или какой отсрочки можно добиться от китайцев уже через год или даже несколько поставок. А также понимание того, каких условий и в зависимости от каких объемов можно требовать от китайского поставщика. Рассмотрение бизнес-кейсов конкретных украинских компаний и своеобразный бенчмаркинг по этому вопросу мог бы очень помочь в оптимизации финансовых потоков с Китаем.
Поиск и выбор поставщика в Китае также остается достаточно актуален. Выбрать оптимального поставщика среди огромного количества мелких кустарных китайских фабрик, сборочных производств, крупных заводов и множества различного рода посредников совсем не просто. Тем более, что минимальные нормы заказа и приемлемые объемы сильно разнятся в зависимости от вида товара и размера бизнеса, поэтому единых рекомендаций тут нет и быть не может. Все индивидуально.
Основной мой совет здесь – искать поставщика, который похож на вас по размерам, росту и амбициям. Как правило, сотрудничество с таким партнером бывает особенно удачным. В противном случае непредвиденные проблемы в коммуникации с китайским поставщиком могут возникнуть в любой момент.
Учитывая ориентацию форума на Интернет-торговлю, особое внимание на DMDays было уделено китайским бизнес площадкам в интернете, в первую очередь, таким как Alibaba, Taobao и Aliexpress. Эксперты электронной торговли определили их преимущества и недостатки, а также обозначили особенности работы с каждой из них. Alibaba Group действительно практически полностью захватил рынок услуг по сопровождению и обслуживанию поставок из Китая. Но при этом не смотря на такую монополию темпы развития этих сервисов и их функционал на данный момент даже превосходят потребительские ожидания.
Довольно большую долю расходов при закупках на таких площадках составляют расходы на доставку товара, поэтому вопросы логистики из Китая очень актуальны. Свое экспертное мнение по минимизации сроков и стоимости доставки товаров из Китая высказали представители компаний Meest express, Qiwi post и Казпочта. К сожалению, оптимизация схем поставки во многом упирается в вопросы законодательства, которое часто не успевает за развитием мировой и даже локальной экономики.
Одной из интересных и перспективных моделей бизнеса с Китаем является собственная русскоязычная надстройка над китайской Интернет площадкой Taobao. О ее преимуществах и особенностях рассказал непосредственно один из создателей площадок rutaobao и Vivatao. Это действительно довольно эффективная, а главное прибыльная модель современного бизнеса с Китаем.
Многие запланированные и анонсированные на Форуме важные вопросы, такие как защита интеллектуальной собственности, создание представительства в Китае и особенности китайского менталитета, к сожалению, так и не были освещены. Банально не хватило времени.
Для интересующихся данной тематикой, Вы можете ознакомиться со слайдами полной версии моей презентации на DMDays ниже
Я надеюсь, на следующем форуме DMDays секция бизнеса с Китаем будет более обширной и этим вопросам будет уделено больше внимания. Хочу отметить, что уровень спикеров и участников конференции достаточно высок, это практически единственное мероприятие такого уровня в Украине. А организация этого мероприятия, включая место проведения, технические вопросы, соблюдение программы и прочие моменты выше всяческих похвал.