Продолжая серию интервью с компаниями-экспедиторами, в которых они делятся своим опытом доставки грузов из Китая, на вопросы openchina.com.ua отвечает представитель одесской логистической компании ЧП «Sinotrans»
1) Какие обязательные статьи расходов (кроме оплаты за товар поставщику) присутствуют при закупке товаров из Китая?
Прежде всего, многие клиенты зачастую не обращают внимания на такой пункт, как условия поставки товаров. Как правило, тут выбор колеблется между двумя вариантами – EXW и FOB. В первом случае у клиента возникнут еще дополнительные затраты по доставке груза в порт, таможенной очистке и погрузке на судно.
Кроме того, на ряд товаров требуются разрешительные документы в стране отправки. Особенно это связано с авиаперевозками. И в случае, если заказ небольшой, клиент может столкнуться с нежеланием фабрики платить за оформление этих сертификатов.
2) Какие данные нужны вам от клиента, чтобы рассчитать стоимость услуг по доставке и растамаживанию товара из Китая?
– полная характеристика товара
– количество, вес, объем товара
– наличие брендов
– порт отгрузки
– город доставки
– условия поставки
3) За сколько времени до отгрузки товара из Китая нужно подавать заявку на просчет?
Подавать заявку на просчет нужно не более чем за месяц до отгрузки. Конечно, многие клиенты обращаются к нам задолго до заключения контракта, просто чтобы оценить целесообразность покупки товара в принципе. В любом случае, непосредственно перед приходом груза в Украину мы делаем перерасчет, поскольку самым неожиданным фактором во всей цепочке поставок товаров в Украину является именно национальная таможенная политика.
4) Из вашего опыта скажите, какие товары более выгодно возить авиа, а какие морским транспортом?
Авиатранспортом выгодно возить небольшие партии дорогостоящих и высоколиквидных товаров. В остальных случаях – только морем.
5) Какой минимальный вес/объем или стоимость груза для доставки его через вашу компанию?
Минимальный вес авиа – от 10 кг. Морем – от 1 кубического метра.
6) Насколько часто меняются ставки, будет ли фактическая цена отличаться от той, которая была просчитана предварительно, и на сколько?
К сожалению, какой либо закономерности в изменении ставок нет. Все зависит от пожеланий наших таможенных органов. Как правило, для сборных грузов, ставки постоянны. А вот для полных контейнерных партий они могут меняться, иногда даже в несколько раз. К сожалению, у многих импортеров в Украине сложилось мнение, что ставки поднимают сами логистические компании, однако это в корне неверно. Я не могу говорить за всех операторов рынка, но моя позиция заключается в том, что чем ниже будет цена для импортера, тем рентабельнее будет его бизнес и, тем чаще он будет осуществлять закупки. В противном случае в проигрыше будут все участники рынка ВЭД. К сожалению, наше государство этого не понимает.
7) Нужно ли страховать груз? Бывали ли у Вас в практике случаи пропажи груза, которых можно было бы избежать?
Все зависит от нескольких факторов. Во-первых, от самого груза. Дорогие и опасные грузы страховать ОБЯЗАТЕЛЬНО. В принципе, в нашей практике страховые случаи наступают очень редко. Поэтому, если клиенту очень важна минимизация себестоимости товара, то можно и не страховать.
8) Какое среднее время доставки из китайского порта в Одессу/Ильичевск? От каких факторов зависит срок доставки?
Среднее время доставки составляет от 30 до 40 дней. Это зависит от судоходной линии, поскольку разные линии используют разные маршруты. Также возможны задержки по погодным условиям и по форс-мажорным обстоятельствам, наподобие забастовок в транзитных портах. Это касается только морской доставки. В основном же, львиная доля задержек приходиться на простои в портах, связанные со стремительно меняющимися таможенными правилами. Такие задержки, помимо потери времени, чреваты штрафными санкциями за простой контейнера в порту прибытия.
9) Есть ли сезонность в закупках товаров из Китая, когда срок доставки может оказаться дольше?
Разумеется. Многие группы товаров являются сезонными, что влияет на колебание цен и на сроки их изготовления в Китае. Тут все зависит больше от фабрики, которая производит товар, а также от правильности и жесткости составленного контракта. Фабрики не выдерживают сроки, как правило, для мелких клиентов. А вот по крупным и постоянным клиентам в пиковый сезон фабрики передают часть своих заказов на другие фабрики, чтобы успеть в срок.
10) Как Вы порекомендуете выбирать логистическую компанию тем, кто только начинает работать с Китаем?
Лучший вариант – по рекомендациям знакомых. Если нет, то выбирать наиболее компетентного. Кроме того, на рынке работает много посредников, которые на самом деле просто передают Ваш груз логистической компании и зарабатывают свой процент. Постарайтесь иметь дело непосредственно с исполнителем.
11) Какие преимущества работы с вашей компанией?
Наше главное преимущество – работа в интересах клиента. Глупо хвастаться опытом, связями или какими-то сверхнизкими ценами. Ни у кого на этом рынке нет монополии. По крайней мере, сейчас. Вопрос в том, что для нас клиент – это постоянный партнер, в чей бизнес встраивается наша цепочка поставок. И мы не можем позволить своему партнеру терпеть неоправданные убытки. Наша задача – максимальная оптимизация его затрат с тем, чтобы его бизнес развивался.
12) Ваши советы тем, кто только строит свой бизнес с Китаем?
Не ищите самого дешевого поставщика – скупой платит дважды. Эта аксиома проверена деньгами многих импортеров. Если есть возможность, при первых закупках не экономьте на контроле качества в Китае.
Для китайцев бизнес – это прежде всего отношения. Поэтому, если хотите работать с фабрикой постоянно, то ваше общение должно иметь личный характер, а не сухую переписку на предмет цен и поставок. Поверьте, в этом случае многие вопросы будут решаться быстрее.
замечание к вопросу 8) : ZIM запустил новый кораблик, прямой сервис. Он уже второй месяц частно дает 26 дней транзитного времени, некоторые экспедиторы прямо не нарадуются.