На прошлой неделе в Москве прошла III-я конференция «Бизнес с Китаем». Событие, в котором центральной темой выступает только бизнес с Китаем, в своем роде уникальное. Но на мой взгляд, нынешних условиях стрессовой экономики этот направление актуально как никогда. В течение двух дней спикеры и участники обсуждали различные аспекты ведения бизнеса с Поднебесной. Вопросы были расположены в порядке их возникновения у импортера: от поиска поставщика, его проверки и выбора, расчета и размещения заказа, контроля производства, выбора схемы доставки и оптимизации таможенного оформления вплоть до готовых бизнес-схем. Были затронуты также вопросы поиска прибыльных товаров, сбыта и маркетинга товаров из Китая, а также способы финансирования поставок. Большинство тем мне было очень хорошо знакомо. Что касается тенденций бизнеса с Китаем в 2014 году, то во многом обозначенные тренды пересекались с уже упомянутыми мною. Вкратце пройдусь по темам и спикерам, которые мне показались наиболее интересными.
Роман Кривошеев из российского офиса компании «Фиалан» озвучил тему поиска сверхприбыльных товаров и перспективных направлений бизнеса с Китаем. По его наблюдению, поиск новых прибыльных товаров напоминает гонку с преследованием, где есть явный лидер, а остальные игроки следуют за ним с различным временным отрывом.
Он также выделил товарные направления бизнеса с Китаем, которые, на его взгляд, будут активно развиваться в 2014 году. Так, например, ожидается бурный рост рынка 3D принтеров и нательной электроники, такой как умные браслеты, smart watch и т.п. Из стратегий поиска гарантированно прибыльных направлений Роман отметил отслеживание изменений в законах, новых обязательных требованиях, а также прогнозируемый сезонный спрос. Также эффективной стратегией высокорентабельного нишевого бизнеса остаются поставки под своим брендом запчастей и комплектующих к хитам продаж. Например, чехлы, наушники и прочие аксессуары для iphone и ipad. Таким же образом можно предсказать спрос на комплектующие и сменные элементы для новинок, продажи которых стремительно набирают обороты.
Артем Жданов, создатель сайта «Это Китай, детка» раскрыл тему экономической географии Китая, которая актуальна для любого бизнесмена. По его словам, часто случается ситуация, когда новичок при первой поездке в Китай пытается объять необъятное. Так, например, невозможно за 2 дня эффективно посетить Гонконг, Гуанчжоу и Сямэнь, хотя на карте они и расположены друг к другу относительно близко. Специализация каждого города, провинции или региона на производстве определенных товаров на самом деле очень удобна. В условиях высокой конкуренции разбег цен при сходном качестве разных производителей минимален. К тому же на небольшой территории намного проще найти поставщика соответствующего вашим требованиям.
Если же вам нужно найти много разнородных товаров, то для этого лучшего всего подойдет Кантонская ярмарка. Как немного резко выразился следующий спикер, «Кантон – это обо всем и ни о чем», и это отчасти, правда. Но если вы едете в Китай в первый раз, чтобы увидеть, на что способна китайская промышленность и прощупать тренды, то это оптимальный вариант. Для тех же, кто по каким-либо причинам не может полететь в Гуанчжоу, предлагается услуга «виртуальный Кантон». Профессионалам и опытным бизнесменам для углубленного поиска поставщиков эксперты рекомендуют посещать специализированные выставки в Китае, мониторить китайские бизнес ресурсы, такие как китайская Алибаба 1688.com, а также использовать базы поставщиков и импортеров, отправляя запросы в китайскую ТПП и отраслевые ассоциации.
Директор компании «Оптима консалтинг» Евгений Колесов рассказал об изменениях в китайской экономике, в частности в отношении китайцев к западным импортерам. Если раньше они были готовы браться за любой заказ, то сейчас уже выбирают партнеров. Это происходит потому, что китайские производители растут и развиваются намного быстрее, чем их клиенты. И какая-нибудь маленькая подпольная фабрика за 5-10 лет может стать крупным производством, ориентированным на самые высокие мировые стандарты. К сожалению, стоит признать, что мы не относимся к странам с высоким уровнем жизни. Поэтому запросы российских и украинских компаний сильно отличаются от требований тех же закупщиков из Европы или США. И не всегда китайцы готовы производить продукцию такого качества. Китайская экономика быстро эволюционировала. И в том, что касается минимальной цены, она уже может проигрывать некоторым странам, таким как Индия, Вьетнам или Бангладеш. Но при этом за счет скорости реагирования, развитой инфраструктуры и соотношения цена/качество Китай сейчас конкурентоспособен как никогда.
Конечно же, подымалась, на мой взгляд, уже менее болезненная в настоящий момент, тема китайского качества. Тут большинство участников признали, что в основном несоответствие качества лежит на совести самих импортеров, которые либо заказывают по самой низкой, «красной цене». При этом часто игнорируют важность инспекции и контроля качества, либо просто относятся к данному вопросу с недостаточным вниманием . Потому как все инструменты для контроля качества есть – это стандарты, статистические таблицы, критерии оценки и отбраковки. Проконтролировать качество можно как своими силами, так и с помощью услуг компаний по контролю качества (так называемые «сюрвейерские услуги»). Сейчас этот рынок очень развит и расценки на подобные услуги минимальны. Как было сказано, разница в закупочной цене в 30% дает 100% разницу в качестве. И это правда. Часто желание сэкономить копейки на качестве может оказаться для бизнесмена роковым.
Отчасти контроль качества при отгрузке сводится к очень простым операциям: пересчету ящиков, сверке данных на упаковке и в документах, визуальному контролю и т.п. Интересное решение проблемы хищения товаров во время перевозки предложил директор компании «Top Frame» Евгений Новиков. Он предлагает регистратор событий «STopGuard», запатентованный его компанией.
Это небольшое портативное устройство, которое позволяет зарегистрировать временной момент вскрытия контейнера, ящика или упаковки, и таким образом определить, на каком этапе перевозки и в каком месте было произведено хищение. Правда, вопрос потери информации, записанная в нем в случае хищения или пропажи самого устройства остается открытым.
Большой блок конференции был посвящен доставке и растаможиванию товаров из Китая. И это вполне оправданно, т.к. часто эти расходы составляют даже большую часть себестоимости продукции. К тому же для России характерна сложная мультимодальная схема доставки, когда комбинируются морской, ж/д и авто транспорт и существует множество вариантов схем транспортировки в каждый регион. Кроме доставки по России, есть схемы доставки через Казахстан, Прибалтику, Финляндию. Как выяснилось в ходе дискуссии, универсального ответа не существует и “оптимальный вариант доставки” для каждого клиента свой. Как правило, в приоритете либо сроки, либо цена. Вы либо платите повышенную ставку за скорость доставки, либо соглашаетесь подождать груз чуть дольше с тем, чтобы минимизировать расходы.
Что касается минимизации расходов, то тут у каждой логистической компании есть свой наработанный опыт и ноу-хау. Нравятся мне такие логисты, которые говорят «у нас нет проблем, у нас есть рабочие ситуации – все решаемо, причем в течении 2 часов». Несмотря на то, что доставка и растаможка грузов – это процесс сложный и несущий в себе множеством рисков. Самые типичные из них: задержка из-за несоответствия веса, указанного в документах, корректировка таможенной стоимости, досмотр и отбора проб и образцов, простой контейнера из-за праздников или штормового предупреждения и т.д. Обнаруженные при досмотре образцы или запчасти, положенные поставщиком, но не указанные в документах, могут быть расценены как контрабанда. А застраховаться от резкого изменения таможенного законодательства или просто человеческого фактора на таможне вообще невозможно. Тем не менее, грамотному логисту нужно сохранять холодный рассудок в любых ситуациях, быстро просчитывать варианты решения и выбирать из них наиболее эффективный.
Но все же главным ресурсом и способом заработка для компаний, занимающихся доставкой и растаможкой грузов, является оптимизация таможенных платежей. Таможенные платежи зависят от кода ТНВЭД товара, от него зависят требования к сертификации и размер таможенной пошлины. На разных таможенных постах разная проходная стоимость. Соответственно, характеристикой каждого маршрута доставки является не только сроки и стоимость транспортировки, но и риски простоя и различная сумма затрат на растаможку товара из Китая.
Для меня как участника рынка оптовых поставок особенно интересен был блок об оптовых В2В продажах и разборах конкретных кейсов построения бизнеса с Китаем. Сергей Алмазов из оптовой сети «Волшебный Мир» привел интересные примеры старта бизнеса с Китаем из личного опыта. Для профессионального закупщика товаров в Китае важно уметь быстро схватывать суть вещей, ведь нужно понять ключевые особенности товара, которые нужно контролировать. Будь то детские игрушки, энергосберегающие лампы или оптовая закупка сушеной рыбы и кальмаров для пивных снеков.
Кстати, заметил, что некоторые посредники с Китаем в открытую рассказывают кейсы своих клиентов, при этом показывая фото, называя имена компаний и брендов. На мой взгляд, это не совсем правильно, т.к. клиенты имеют право на неразглашение коммерческой информации о схемах их бизнеса. В крайнем случае, можно говорить о товаре, отрасли, но не о компании или ее бренде. Все-таки большинство компаний не афиширует Китай, как страну происхождения их товаров.
В выступлении об организации оптового бизнеса с Китаем, Константин Бушуев из компании «Xiao Long Group» привел интересную схему выбора товара для импорта из Китая. Согласно ней желательно пройти своеобразный чек-лист, от анализа потребностей рынка, выбора каналов сбыта (их должно быть не менее 3-ех), планирования системы сбыта, оценки рисков и точки невозврата и построения четкого плана и т.д. Самое сложное и самое интересное – это построение системы сбыта и маркетинга. Если есть сбыт, то закупка и доставка товара из Китая превращается в чисто техническую задачу. Другое дело – создавать концепт товара и систему его сбыта с нуля. Мне показалась очень интересной подача материала про приоритеты в маркетинге и требования к товару для различных сегментов рынка (low, middle, high and new).
Я очень рад, что проводятся такие специализированные бизнес конференции, на которых могут встретиться главные игроки рынка бизнеса с Китаем. Это помогает выявить проблемы и сообща найти решения, разобраться в деталях и обменяться мнениями. В результате растет общий уровень бизнесменов, оптимизируются расходы, ужесточается контроль над издержками, улучшается качество товаров из Китая, что в итоге также очень благоприятно для рынка и конечного потребителя. Обязательно буду участвовать в следующей конференции “Бизнес с Китаем”, но надеюсь уже в статусе спикера.
Добрый день!
Можете поделиться материалами с коференции, например про тот же выбор товара для импорта?
Спасибо!
Алексей, к сожалению презентации с конференции у меня нет. Но много идей для выбора товара для импорта Вы можете почерпнуть здесь https://openchina.com.ua/ideya-dlya-biznesa-s-kitaem/